Разработка методики консервации живописи в Казанском храме с. Курба

Проект находится в разработке

Казанская церковь в селе Курба – уникальный памятник русского зодчества конца XVIII века, отличающийся оригинальностью своего архитектурного облика и сохранивший комплекс великолепных росписей ярославской школы.

Настенная живопись в интерьере создана в 1796–1799 годах ярославскими мастерами. Это редкий пример живописи ярославских мастеров конца XVIII века, которых насчитывается около 400 сюжетов на библейские темы.

Настенная живопись хорошо увязана со структурой огромного, необычного по планировке и конструкции двусветного храма, чему способствует активное использование в живописи архитектурного декора (пилястр с ионическими капителями и классических антаблементов с триглифами), выполненного в полихромной технике гризайль, имитирующей лепнину. Расположение многоцветных сюжетных композиций, оформленных узкими «багетными» рамами напоминает тесную шпалерную развеску картин на стенах, распространенную в это время.

Их последовательность даёт возможность читать с помощью зрительных образов содержание Ветхозаветных и Евангельских сюжетов, которые они иллюстрируют, изображения Святых.

Первый ряд снизу посвящён изображения святых и называется апостольным.

Их фигуры точны по пропорциям, одеяния разнообразны по цветовому решению, индивидуальность каждого персонажа выражена в пластике жеста, повороте или наклоне головы. Особое внимание уделено выразительности их взглядов, обращенных на зрителя и позволяющих создать особую эмоциональную среду для восприятия росписи

Второй, находящийся над ним, повествует о событиях, описанных в Евангелии. Последние два ряда и часть фресок, украшающих потолок храма, отражают содержание Ветхого Завета. Характерной особенностью многофигурных композиций является реалистичность, передача движения, динамичность. В живописные композиции включены и элементы пейзажа.

Каждая фреска помещена в отдельную золочёную овальной или прямоугольной формы пышную раму барочного типа, что напоминает картины огромных размеров. Небольшие композиции в медальонах, располагающиеся между рядами фресок-картин, служат оригинальными декоративными украшениями росписи и несут в себе дополнительное содержание. В медальонах можно увидеть изображение с. Курба в различные исторические периоды.

Титульная для храма тема – история образа Богоматери Казанской, в честь которого был освящен главный престол – развернута в нижнем ярусе росписи на столбах и в круглых клеймах антаблемента.

Храм Казанской иконы Божией Матери является памятником культурного наследия регионального значения. Все работы могут проводиться только при наличии разработанной документации и полученного разрешения на проведение сохранных работ по живописи от Департамента охраны памятников культурного наследия Ярославской области.

В настоящее время идет сбор средств для оплаты научно-исследовательских и проектных работ для выполнения противоаварийных и консервационно-реставрационных работ по монументальной живописи. Стоимость работ 580 000 рублей. Аванс 250 000 рублей внесен. Осталось собрать 330 000 рублей.